Российские производители органической продукции опасаются проиграть конкуренцию зарубежным поставщикам
С 1 января в России вступают в действие новые правила функционирования рынка органической продукции. Принципиальным новшеством в этой сфере становится официальное введение сертификации на соответствие органическим стандартам. Продукция, прошедшая необходимые проверки, получит право маркироваться специальным знаком «Органик», который разработал Минсельхоз. Он будет представлять собой изображение белого листка на зеленом фоне. Однако получить его смогут далеко не все.
Текущая ситуация на рынке
Эксперты выделяют в этой сфере сразу две крайне серьезные проблемы. Первая из них заключается в банальной нехватке специализированных сертификационных компаний, которые имеют право проводить подобные проверки. До недавнего времени их в России вообще не существовало, однако буквально на днях соответствующие права получило ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр». Кроме того, в настоящее время на рассмотрении находится пакет документов от Роскачества, которое также претендует на аналогичный статус. Информации о других заявителях в публичном пространстве пока не появлялось. Это означает, что к моменту вступления в действие нового закона количество компаний, которые имеют право сертификации органической продукции, можно будет пересчитать по пальцам.
Вторая важная проблема заключается в том, что уже сами производители таких товаров не имеют достаточного количества времени для прохождения всех необходимых процедур. Эксперты отмечают, что даже если они прямо сейчас обратятся в пока единственную аккредитованную организацию, то к 1 января получить необходимые сертификаты они уже не смогут – по объективным причинам. Например, поля, предназначенные для выращивания органических культур, должны проходить проверку при отсутствии на них снежного покрова.
Перспективы российских производителей
Требование о наличии органического сертификата будет распространяться только на отечественных производителей. Поэтому зарубежные компании, отмечают специалисты, будут иметь определенное преимущество на этом рынке. Впрочем, подчеркивают в пресс-службе Минсельхоза, у российских производителей остается право играть на том же поле. Если кто-то из них имеет международный органический сертификат, он вправе наносить его на свою продукцию.
233